
Оригинальное название: To the Chicago Abyss
Автор: Рэй Брэдбери
Год издания: 1963
Пожалуй, этот небольшой рассказ можно отнести к жанру социальной фантастики с отсылкой к жанру постапокалипсиса. Ведь апокалипсис не обязательно должен быть связан с мировой войной, особенно ядерной. Может быть и мировой экономический кризис, в результате которого люди, скатываются на такой уровень нищеты, что те, кто помнит об эпохе изобилия, становится врагом. Для поимки таких людей, напоминающих о прошлом, создана спецполиция. И какова награда за выдачу «преступника»? Недельный паек, «плюс десять банок овощей, пять банок супа, в виде премии». Как говорит герой рассказа, безымянный старик, подходящий к людям на улице и вспоминающий рядом с ними вслух те элементы прошлой жизни, которые казались всем обычными и доступными ( кофе, сигареты, фрукты и т.д.): «…даже у меня самого появилось искушение выдать себя за вознаграждение, поесть супа». А люди реагируют по-разному: кто-то убегает прочь, испугавшись то ли слов, то ли своих воспоминаний, кто-то бросается на старика с кулаками, кто-то жадно выспрашивает о деталях, а кто-то прячет его, несмотря на обещанную награду, довольно высокую в мире, где 28 горошин и две строчки макарон являются пиршеством. Примечательно, что только один из героев назван по имени: мальчик Джозеф, к которому старик подсаживается в конце рассказа, желая во что бы то ни стало поделиться с ребенком информацией, которую большинство взрослых отвергают.
И из слов старика мы понимаем, что он делится воспоминаниями о вещах, а другие, точно так же, делятся воспоминаниями о стихах, пьесах - о литературе вообще. Это отправляет нас дальше, к тому рассказу, где люди зазубривали книги, чтобы сохранить информацию, где мир стал враждебен для тех, кто любит читать, где за такими людьми ведется охота. Но книге, в привычном смысле слова, не выжить в этом мире ни при каких условиях, потому что после заучивания текста книга используется только как горючий материал. Еще шажок – и перед нами мир «451° по Фаренгейту». Таким образом, «Чикагская бездна» - это не только эпизод постапокалиптического мира, но и, так сказать, начавший формироваться мир антиутопии.